1909

По воспоминаниям А.А. Тахо-Годи, в старших классах гимназии в мировоззрении А. Лосева формировался своеобразный синтез веры и знания: «уже в то время знание и вера неизменно связывались Алексеем воедино по завету апостола Павла, слова которого «верою разумеваем» (в русском переводе «верою познаем» (Евр. 11, 3) любил повторять Лосев» Тахо-Годи А.А. «Лосев». М., 2007. С. 27)

Сохранились написанные в 1909-м году гимназические сочинения А. Лосева: «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь», «Значение наук и искусств и диссертация Ж. Ж. Руссо „О влиянии наук на нравы“» (опубл. в кн. «Высший синтез» М., 2005), «Корень учения горек, но плоды его сладки» (опубл. в: Студенческий меридиан. 1988. № 4), «Романтические идеи в элегиях и балладах Жуковского» (опубл. Московский журнал. 1999. № 12) и заметка «Типы моей памяти» (опубл. в кн. «Мне было 19 лет… Дневники. Письма. Проза». М., 1997).

Июнь, 16–17

Сочинение «Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь», начинается эпиграфом: «Без религии человек не может жить разумной жизнью», подписанным именем Л.Н. Толстого. Эти слова представляют собою несколько видоизмененную фразу из опубликованной в России в 1906 году статьи Л.Н. Толстого «Что такое религия и в чем сущность ее?» (написана в 1901–1902 гг., впервые опубл. в 1902 г., в Лондоне): «Ученые люди нашего времени решили, что религия не нужна, что наука заменит или уже заменила ее, а между тем, как прежде, так и теперь, без религии никогда не жило и не может жить ни одно человеческое общество, ни один разумный человек (я говорю разумный человек потому, что неразумный человек, так же как и животное, может жить и без религии). А не может жить без религии разумный человек потому, что только религия дает разумному человеку необходимое ему руководство в том, что ему надо делать и что надо делать прежде и что после. Разумный человек не может жить без религии именно потому, что разум составляет свойство его природы» (опубл. в 35-м томе Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого, с. 157-198). Само сочинение А. Лосева не содержит упоминаний о каких-либо произведениях Л.Н. Толстого, или цитат из них. Можно только предположить, что А. Лосев хорошо знал о принятом в феврале 1901-го года Определении Святейшего Синода, констатировавшем отпадение Л.Н. Толстого от православной церкви и вызвавшем неоднозначную реакцию в различных слоях русского общества начала XX века.

Ноябрь, 12

Заметка «Типы моей памяти», датированная 12-м ноября 1909 г., представляет собой записи наблюдений, сделанных А. Лосевым на основании анализа нескольких хранившихся в его сознании зрительных образов. Кроме этого, в тексте имеются несколько «блоков», касающихся особенностей ассоциативного мышления и запоминания, связанного с заучиванием, а также обобщенное описание характерных черт собственных сновидений. В целом, можно предположить, что перед нами – изложение ответов на вопросы анкеты. Подтверждением этого предположения могут служить упоминания в датированной началом ноября 1909-го г. переписке А. Лосева и О. Позднеевой: «…нам батюшка, преподающий психологию, задал написать дома ответы на некоторые вопросы. Этими ответами каждый может выяснить, какой вид у него памяти. Нужно было написать, какие образы представляются при воспоминании о ком-нибудь…» (Я сослан, Т. 2. С. 187). Упоминаемый в этих заметках батюшка – скорее всего гимназический законоучитель о. Василий Чернявский (1882–?).

Ноябрь, 15

Начало переписки А. Лосева с сестрой его гимназических товарищей – Матвея (1893—1970) и Александра (1891—1975) Позднеевых – Ольгой (1894—1960). При описании материалов архива А.Ф. Лосева, относящихся к дореволюционному периоду, А.А. Тахо-Годи указывает: «В дневнике около имени Ольги [Позднеевой] помечено: 15 ноября 1909 – 24 марта 1910. В нашем архиве хранится записная книжечка Алексея Лосева, в которой перемежаются записи Ольги и Алексея, своеобразный письменный диалог без начала и конца. По воспоминаниям (рукопись) А.В. Позднеева, роман был трудный, так как, по его словам, Ольга была «равнодушна» к Алексею, но «принимала его ухаживания». В конце концов в марте 1910 года наметился разрыв» (Тахо-Годи А.А. «Лосев». М., 2007. С. 31).

Ноябрь

В датируемых 3-м ноября 1909 года записях А. Лосева есть упоминания об усиленной работе над сочинением на тему, заданную директором гимназии Федором Карповичем Фроловым (1867–?), «Значение наук и искусств и диссертация Ж. Ж. Руссо „О влиянии наук на нравы“» и о планируемом на вторую половину ноября прочтении его перед всем классом в виде доклада («Я сослан в ХХ век…» Т. 2. С. 194).

В своем сочинении А. Лосев дает собственную интерпретацию трактата Ж.-Ж. Руссо и делает попытку проанализировать обоснованность выдвинутого Ж.-Ж. Руссо в его «Рассуждении о науках и искусствах» ( Discours sur les sciences et les arts) положения о влиянии исторического пути развития наук и искусств на падение нравственности. Скорее всего, для работы А. Лосев использует издание Ж.-Ж. Руссо «О влиянии наук на нравы» (СПб., 1908). В качестве характерных черт трактата А. Лосев выделяет: 1) его риторический, построенный на восклицаниях и вопрошаниях автора, характер, 2) весьма своеобразное соотнесение в трактате современного состояния наук и искусства с наблюдавшимся во Франции XVIII века упадком нравственности в аспекте причинной зависимости второго от первого и 3) постулируемое автором трактата взаимообусловленное единство до-цивилизованного состояния первобытного человечества и переживания блаженства на этом этапе существования человечества («первобытные люди были счастливы и невинны»). При этом последнее утверждение Ж.-Ж. Руссо опровергается А. Лосевым при помощи обращения к этнографическим наблюдениям за жизнью современных племен дикарей «недалеко ушедших от первобытного человека». Правомерность такой замены А. Лосевым никак не обосновывается и оценка их образа жизни осуществляется им с точки зрения современной системы нравственных ценностей, свойственных цивилизованным европейцам. Развивая собственную систему доказательств, А. Лосев не соглашается с Ж.-Ж. Руссо в вопросе о негативном и влиянии, оказанным развивавшимися наукой и искусством на состояние нравственности.