Биография
ЛОСЕВ Алексей Федорович (10 (22–23).09.1893, Новочеркасск — 24.05.1988, Москва) — философ и филолог, автор философско-психологической прозы, переводчик и комментатор Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, Николая Кузанского и др. Донской казак, родился в семье преподавателя гимназий и музыканта, воспитывался матерью (отец оставил семью). Окончил Новочеркасскую классическую гимназию.
В 1911 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1915 г. по двум отделениям — философскому и классической филологии. Еще студентом занимался научной работой в Психологическом институте, основанном тогда Г.И. Челпановым. По рекомендации последнего участвовал в заседаниях Религиозно-философского Общества памяти Вл. Соловьева.
Летом 1914 г. направлен в научную командировку в Берлин, которая прервалась с началом Первой мировой войны. Под руководством проф. Н.И. Новосадского защитил кандидатскую работу «О мироощущении Эсхила», получившую одобрение поэта-символиста Вяч. Иванова. Оставлен на кафедре классической филологии для приготовления к профессорскому званию. Учительствовал в московских гимназиях и школах, одновременно готовясь к магистерским экзаменам, которые успешно выдержал в 1917—21 гг.
Около трех лет преподавал классическую филологию в Нижегородском университете, где избран профессором (1919). На протяжении 20-х гг. преподавал психологию и древние языки в Институте слова, Педагогическом институте и 2-ом Московском университете, работал в Государственной Академии художественных наук, где заведовал комиссиями музыкально-психологической и по истории эстетических учений, сотрудничал в исследованиях проблем художественной формы и терминологии; в Московской консерватории вел курс истории эстетики.
Московский императорский университет; работа в ГАХНе, ГИМНе, Нижегородском университете, Музыкальной консерватории и во 2-м Университете; имяславие; монашеский постриг; первые труды
Лосев окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям: классической филологии и философскому (1915). Оставленный на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию, Лосев избирается в 1919 г. профессором Нижегородского университета. В начале 20-х гг. становится действительным членом ГАХНа и ГИМНа; вплоть до 30-х гг. читает лекции по эстетике в Московской консерватории; участвует в работе различных религиозно-философских и научных обществ, выступает с докладами на историко-философские и религиозные темы, в частности, в связи с известной дискуссией механистов и диалектиков, а также в связи с продолжающимися спорами вокруг имяславия.
Разделяя пафос имяславия, Лосев стремился освободить это течение от наивных и некритических привнесений, придав ему строго философское и богословское обоснование. В течение многих лет Лосев работал над формулировкой не только философских, но и прямо догматических тезисов имяславия, которые могли бы быть вынесены на соборное обсуждение. Эти тезисы обговаривались Лосевым с многими представителями имяславского движения, в частности с о. П. Флоренским, венчавшим Лосева с его первой женой В.М. Лосевой. Духовником четы Лосевых был архимандрит о. Давид, которого имяславствующая братия Андреевского скита во время так называемой афонской смуты в 1912 г. хотела избрать вместо занявшего имяборческую позицию игумена о. Иеронима. Имеются сведения, что в 1929 г. чета Лосевых тайно приняла монашеский постриг. Первые печатные труды Лосева 10-х гг. касались теории музыки и истории философии; в 20-х гг. вышел знаменитый лосевский цикл из восьми книг, в которых отражены разные аспекты его религиозной позиции, хотя и в несколько редуцированном, чисто философском виде («Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Музыка как предмет логики», «Диалектика мифа», «Очерки античного символизма и мифологии» и др.).
Арест; освобождение и жизнь после ареста (1930—1953 гг.)
В апреле 1930 г. Лосев был арестован по недоказанному обвинению в идейном руководстве контрреволюционным мятежом имяславцев на Северном Кавказе (реальные обстоятельства дела до сих пор остались невыясненными). Во время следствия, продолжавшегося полтора года, четыре месяца из которых Лосев провел в одиночном заключении, в печати и на различных партийных трибунах вплоть до XVI съезда ВКП(б) развернулась широкая антилосевская кампания с критикой его книг за идеализм, «неприкрытое поповство» и т.д. После приговора (10 лет лагерей) Лосев был этапирован на строительство Беломорско-Балтийского канала. В 1933 г. Лосев и его жена, арестованная чуть позже, были освобождены в связи с инвалидностью и ударной работой.
Вместе с женой В.М. Соколовой-Лосевой (1898—1954) активно участвовал в собраниях московского кружка имяславцев. Чета Лосевых (1929) приняла тайный монашеский постриг. В течение года перед арестом (апрель 1930 г.) в советской прессе шла кампания травли философа: упоминание Лосева как представителя «поповско-идеалистической реакции» стало дежурным в известной дискуссии «механистов» и «диалектиков». Поводом для ареста послужили вставки в книгу «Диалектика мифа», сделанные автором помимо Главлита, в дальнейшем он осужден по делу «Истинно-православной церкви» и отправлен в лагеря ОГПУ. В 1933 г. освобожден, вместе с супругой, по инвалидности и за ударный труд при завершении строительства Беломорканала. После лагеря ухудшилось зрение, поэтому А.Ф. Лосев пользовался помощью жены и, в дальнейшем, диктовал свои труды. До 1941 г. преподавал историю западной литературы и классическую филологию в различных ВУЗах страны, а с 1944 г. до кончины — в МГПИ им. Ленина. С сентября 1942 г. по май 1944 г. работал на философском факультете МГУ, где заведовал сектором логики, вел семинары по Гегелю и спецкурсы по логике. Без защиты диссертации (1943) присвоено звание доктора филологических наук. С 1954 г. спутницей А.Ф. Лосева становится
А.А. Тахо-Годи, ныне заслуженный профессор МГУ, хранитель архива Лосева и издатель его трудов.
В 30—40-е гг. Лосев практически был лишен возможности печататься, но вел преподавательскую деятельность в разных вузах страны; в эти годы им были написаны («в стол») работы по класической филологии, логике, основаниям математики, мифологии, лингвистике и др.; были сделаны переводы (в т.ч. всего ареопагитского корпуса); написано несколько романов и повестей (опубликованы посмертно). В 1943 г. Лосеву по совокупности работ присваивается звание доктора филологических наук; в 1944 г. за «идеализм» и «пропаганду Гегеля» следует запрет на преподавание в МГУ, и с того времени вплоть до кончины Лосев работает в МГПИ им. Ленина.
С 1953 г. Лосев вновь начинает печататься. Общая библиография его работ насчитывает более восьмисот наименований, из них более двадцати монографий. Главный труд Лосева как общепризнанного авторитета в области классической филологии — фундаментальная восьмитомная «История античной эстетики», в которой дан детальный и вместе с тем целостно-типологический анализ всей тысячелетней античной культуры.
Алексей Федорович Лосев скончался в год празднования 1000-летия крещения Руси — в 1988. Накануне смерти журналист Юрий Ростовцев попросил его продиктовать текст ко Дню славянской письменности. Этот день — 24 мая — отмечали в СССР уже третий раз. Последний текст, продиктованный философом А.Ф. Лосевым, можно прочитать здесь
Философия А.Ф. Лосева
А.Ф. Лосев выступил своего рода завершителем идей символизма и всеединства как философской традиции Серебряного века, создал самостоятельную философскую систему, органично сочетая неоплатоническую диалектику (в ее христианском переосмыслении) и структурно-типологическую интеллектуальную технику новоевропейского типа в применении к различным областям философии, культурологии, эстетики, теории литературы, семиотики, лингвистики, логики, оснований математики. Аксиоматически изложил фундаментальное учение о знаке и символе. Автор оригинальных теорий мифа и языка, последняя в рамках «философии имени», развитой наряду с трудами П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова, характеризуется как «энергийный символизм».
Философия А.Ф. Лосева «позднего» периода
Стилистика лосевских текстов 50-80-х гг. претерпела по известным причинам существенные изменения. Использование марксистской терминологии сопровождалось в этих текстах усложненной авторской позицией, предполагающей многослойно-опосредованное выражение собственно авторских интенций. Факт использования марксистской терминологии по-разному интерпретируется исследователями лосевского творчества: от отношения к ней как к исторически вынужденному «шифру», поддающемуся вследствие расставленных автором различных условных меток адекватному переводу на язык ранних работ, до толкования ее как отражения его частичной или даже полной солидаризации с марксизмом как таковым. Реальную смысловую остроту эта проблема приобретает в тех случаях, когда глубинные аналогии усматриваются между марксистским типом мышления и признающейся неизменной во все периоды творчества религиозно-философской позицией Лосева. Возможность усмотрения такого рода аналогий настолько принципиальный (и спорный) вопрос, затрагивающий понимание всего Серебряного века русской культуры, что какие-либо окончательные суждения станут возможны здесь лишь тогда, когда на месте общих декларативных утверждений появятся подробные анализы русского платонизма, адекватные его интеллектуальной и богословской глубине.
Оценка лосевских текстов позднего периода со всеми предложенными в них конкретно-научными гуманитарными концепциями также возможна лишь на фоне его общей религиозно-философской позиции, содержащей такие специфически лосевские принципы словесного выражения идей (принципы двойной символизации, интерпретативности и др.), которые могут по-новому осветить использование в его поздних текстах марксистской терминологии. До последнего времени возможность адекватного анализа религиозно-философской концепции Лосева была объективно затруднена «непрозрачностью» его текстов, но на сегодняшний день она более доступна в связи с публикацией после смерти Лосева архивных материалов с непосредственно богословским содержанием («Первозданная сущность», «Миф — развернутое магическое имя», «Абсолютная Мифология = Абсолютная Диалектика» и др.). Архив Лосева, содержащий большой массив неопубликованных работ, хранится у его наследницы А.А. Тахо-Годи.
Место А.Ф. Лосева в русской философии.
ЛОСЕВ Алексей Федорович (10—11/23.9. 1893 — 24.5.1988) — философ и религиозный мыслитель с широким кругом научных интересов (история философии, прежде всего античной, типология культуры, филология, эстетика, математика, философия музыки, мифология, семиотика, лингвистика, стилистика и др.); переводчик и комментатор античных и средневековых авторов (Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Николая Кузанского и др.).
Развивая соловьевскую традицию в русском платонизме конца ХIХ — начала XX в. и будучи принципиальным сторонником символизма и имяславия, Лосев разработал в ответ на критику этих течений и в целях их непротиворечивого взаимообоснования и дальнейшего развития коммуникативную концепцию энергетического символизма. Основанием для этой концепции стал оригинальный синтез неоплатонической диалектики (в ее христианском понимании) и новоевропейской интеллектуальной техники (неокантианской и феноменологической), ее искомым результатом — возможность мыслить, символизм и имяславие, а в некотором отношении и софиологию как разные аспекты внутренне единой богословской позиции, которая, будучи основана на коммуникативной интерпретации исихазма, могла бы пониматься при этом как не выходящая за рамки ортодоксального православия.