1893

Сентябрь, 10 (сентябрь, 23 — по н.с.). В городе Новочеркасске (столице Области Войска Донского) в семье Федора Петровича Лосева (1859, станица Урюпинская Области Войска Донского — 1916, станица Константиновская) и Натальи Алексеевны Лосевой (урожденной Поляковой) (год рождения неизвестен, ум. около 1920) родился Алексей Федорович Лосев.

Вскоре после рождения Лосев был крещен в церкви Михаила Архангела и наречен Алексеем в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Крестил Лосева его дед – настоятель церкви прот. Алексей (Поляков) (1834—1900).

О крестившем Лосева деде, прот. Алексее Григорьевиче Полякове сохранились некоторые биографические сведения.

Образование А.Г. Поляков получил в Воронежской духовной семинарии, курс которой окончил в 1857 году, став священником в 23 года: бывший Донским архиепископом высокопреосвященный Иоанн (Доброзраков) рукоположил его к Архангельской церкви Тепикинской станицы. Более 15 лет он служил там, выполняя одновременно обязанности законоучителя в приходской школе. За эти занятия он был награжден набедренником и удостоен благословения Св. Синода.

В 1877 г. вместо о. Василия Куфаева настоятелем Михаило-Архангельского храма владыка Платон избрал с о. Алексея.

Перемещенный в Новочеркасск, о. Алексей Поляков продолжал свою многотрудную деятельность. Более 22 лет он являлся членом Областного статистического комитета, в 1880 году избирался членом Семинарского правления от духовенства. Его труд был отмечен многими наградами: в 1872 году он был пожалован бархатной фиолетовой скуфьей, в 1877 году — камилавкой, в 1882 году — наперсным крестом, выдаваемым от Св. Синода, 17 марта 1887 года — возведен в сан протоиерея. В том же году за 12-летнее служение в Донской духовной консистории о. Алексей был Высочайше пожалован орденом Св. Анны III степени, в 1892 году — орденом Св. Анны II степени и в 1896 году — орденом Св. Владимира IV степени. Сверх того, он имел бронзовую медаль в память Императора Александра III и знак Красного Креста.

* Чибисова С.П. История Новочеркасского Михаило-Архангельского храма / Новочеркасск: Новочеркас. музей истории донского казачества, 2002. С. 20.

Октябрь, 18. Первое празднование именин Алексея Лосева, в день памяти митрополитов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, святителей Московских и всея России чудотворцев.*

Отец Лосева Федор Петрович уходит из семьи, когда тому было три месяца.

«Строгая, устойчивая семейная жизнь тяготила его [Федора Петровича], еще больше — однообразная работа в Духовной консистории, да еще архивариусом, преподавание физики и математики в младших классах уездных училищ — все отдавало скукой. Стихия музыки была его настоящей, подлинной жизнью. Федор Петрович — страстный скрипач-виртуоз, дирижер и выдающийся церковный регент, кончил дирижерский класс Придворной певческой капеллы в Петербурге, где готовили дирижеров, хормейстеров и регентов высокого класса. Натура артиста, окруженного поклонницами, тяготилась скромным укладом семьи. Человек талантливый, он умел блеснуть перед самой взыскательной публикой. Несмотря на, казалось бы, легкомысленную богемность, особенно влекла его музыка духовная, церковная. Он с упоением мог дирижировать вальсами Штрауса в городском саду и в то же время всей душой благоговейно отдавался управлению церковными хорами. Епархиальное начальство высоко ценило талант регента Федора Лосева, не раз давало самые блестящие отзывы, поручив ему должность регента Войскового певческого хора. Отмечали, что он «редкий знаток церковной музыки», которую исполнял «в строго церковном духе», «придавая религиозный характер даже народным мотивам», и к тому же «знаток церковного Устава». И не только начальство епархиальное ценило Лосева. После одного из концертов Войскового хора, на котором в мае 1887 года присутствовал император Александр III с супругой Марией Федоровной, регент Лосев получил в награду золотой перстень, украшенный бриллиантами и розами, что и удостоверяет запись за № 556 в Кабинете Его Императорского Величества от 9 марта 1888 года. Получил Федор Лосев и серебряную медаль в память Императора Александра III. Но когда А. Ф. однажды спросил свою мать, где же находится сей исторический перстень, она ответила кратко: «Вероятно, гулящие девки у него украли». Да, любил Федор Петрович музыку, вино и женщин. Жизнь не удалась.

Но вот что характерно, сын его признавался, что от отца перешел к нему «разгул и размах, его вечное искательство и наслаждение свободой мысли и бытовой несвязанностью ни с чем» [Лосев А.Ф. Из воспоминаний // Студенческий меридиан. 1990. № 5. С. 29]. Добавим сюда — страсть к музыке, скрипке, математике, театру (драме и опере), церковному пению, колокольному звону, артистизм, явленный в науке, в игре ума и мысли, в тончайших диалектических построениях философских категорий, в преподавании <…>.

А мать? Тихая, скромная, беззаветно любящая сына. От матери же унаследовал Алексей Федорович строгие моральные принципы, те добродетели, о которых мы просим в Великий пост в молитве Ефрема Сирина: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. А дед, строгий протоиерей? От деда идет глубокая внутренняя связь с храмом и храмовым действом. Но кто его знает, может быть, и здесь свою лепту внес недостойный Федор Петрович? Скорее всего — и он».

* Тахо-Годи А.А, 2007. С. 7—8.