1905
Продолжение учебы в гимназии. В младших классах Лосев —
в числе неуспевающих учеников: «…сохранились годовые ведомости гимназиста
Лосева. Младшие классы — оценки слабые, видно, что человек едва тянет чуждую
ему науку, дроби одолеть никак не может, да еще приписки преподавателей,
обращенные к Наталии Алексеевне. Сын, оказывается, рассеян, разговаривает
на уроках, приходит не всегда по форме одетый — это упрек уже матери».
* Тахо-Годи А.А. 2007. С. 20.
Во втором классе Лосев не может освоить деление дробей, получает двойки и переходит в третий класс, по его словам, «только с помощью репетиторов» [Лосев А.Ф. из воспоминаний // Студенческий меридиан. 1990. №5. С. 29].
На учебу Лосева в младших классах пришлась революция
1905 г. На склоне лет он вспоминал о революционных выступлениях в Новочеркасске
и о своем детском переживании происходящего: «Когда я был в третьем классе
гимназии и мне было 12 или 13 лет, разразилась революция 1905 года. Всякий
научный и литературный работник, имевший в эти годы такие же ощущения, как и я,
стал бы хвалиться столь ранними революционными настроениями. Хвалиться я этим
не буду, потому что хвалиться тут нечем, и ни о какой революции в те годы я не
помышлял. Но если перечислить главнейшие настроения своей жизни, то я должен
сказать, что этот третий год моего обучения в гимназии принес с собой чувство
какой-то небывалой свободы. Меня, окруженного тогда устойчивым семейным бытом и
строгим гимназическим уставом, необычайно волновали эти бесконечные толпы
народа, которые с раннего утра и до позднего вечера двигались по всему городу,
эти крики и песни, эти речи ораторов, это напряженное состояние населения,
доходившее до драк и ранений. Кто-то носил по городу портреты, в которых я
ничего не понимал. Все время в городе происходили какие-то столкновения на
улицах, слышались постоянный шум и гам, разные хоры и оркестры, свистки, гудки,
не то смех, не то слезы, стояли повсеместный сумбур и неразбериха. А главное —
это прекращение занятий в гимназии, быстро водворившееся среди учеников
разгильдяйство и праздное шатание. В гимназию приходили какие-то агитаторы и
говорили о чем-то таком, в чем я никак не разбирался. Однажды, собравшись в
гимназическом саду, гимназисты торжественно сожгли учебник латинской грамматики
Никифорова. В этом сожжении я не участвовал, но стоял рядом со многими другими
и радовался неизвестно чему. В душе пылали какие-то восторги, но в чем они
состояли, какие были причины и цели и что нужно было делать дальше после
сожжения грамматики и уличного разгильдяйства, ничего этого я не знал. А вот
что не нужно было учиться, что прекратилось движение поездов, что стали
закрываться магазины, что учреждения прекратили работу, — все это было
почему-то приятно, почему-то приятно волновало. Да даже не просто волновало, а
наполняло голову и грудь каким-то бешеным восторгом. А почему, неизвестно. Могу
сказать только одно: для новой жизни нужен новый воздух, нужны восторги и
слезы, необходимо прыгать и скакать, а не сидеть на месте. Хотелось драться и орать,
совершенно не отдавая себе в этом никакого отчета. Таких волнений, которые я
безрассудно переживал в 12 лет, я потом в жизни уже никогда не имел. И когда
пришла настоящая революция, то даже и те ее многочисленные свойства, которые я
считал положительными, я уже не мог переживать столь безрассудно и мальчишески,
а воспринимал это обдуманно и критически. Но своих безрассудных волнений в 12
лет забыть не могу. Что-то есть в них эдакое правильное. Но что именно, это мне
еще и теперь трудно проанализировать».
* Лосев А.Ф. Из воспоминаний // Студенческий меридиан. 1990. №5. С. 29—30.