Живопись
Художник – Юрий Селиверстов
Юрий Иванович СЕЛИВЕРСТОВ (7.VIII.1940, г. Усолье-Сибирское Иркут. обл. — 4.VI.1990, Москва) — художник-график.
Окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института (1963). Член Союза журналистов (с 1967), Союза художников (с 1971). С 1964 жил и работал в Москве.
Оформил более 100 книг в издательствах «Малыш», «Молодая гвардия», «Педагогика», «Современник». Обращался к театрально-декорационной живописи (спектакль «Гамлет», Ленинград).
Выступал инициатором значительных архитектурных проектов («Бульвар русской славы», воссоздание Храма Христа Спасителя и др.). Принимал участие в организации «Русской энциклопедии» и ее Культурного центра. Участник многих выставок, в том числе зарубежных (Канада, Япония и др.). Автор серии литографир портретов русских поэтов, писателей, мыслителей. Большой интерес представляет работа Юрия Селиверстова над иллюстрациями к Новому Завету. В 1985 художник создал серию станковых литографий к «Слову о полку Игоревом».
Источник: pushkinmuseum.ru
Еще о художнике: feb-web.ru, sapronov-book.ru
Художник – Михаил Савицкий
Уходят в вечность люди поколения, которое в наибольшей степени приняло на себя чужую боль, горечь чужих переживаний и утрат. Умение сочувствовать, способность принимать на себя чужое как своё – всё это было нормой и правилом жизни для таких белорусских писателей, художников, актёров, артистов, как Максим Танк, Василь Быков, Иван Шамякин, Иван Чигринов, Стефания Станюта, Галина Макарова, Александр Кищенко, Владимир Мулявин… Казалось бы, разные по своему менталитету, по своей творческой харизме, они проповедовали главную истину искусства – обнажать боль, трагедийность и драматизм жизни. И осмысливать отношение к ним как к неотъемлемой нравственной составляющей жизни человека на земле. Михаил Андреевич Савицкий своим художественным мировоззрением пронизывал действительность, оценивал место личности в обществе, выявлял боль в душе человека.
Каждая из картин великого Мастера становилась явлением, вызывала переживания, подталкивала к тревожным и светлым, мрачным и оптимистическим мыслям в одночасье.
В конце жизни Михаил Савицкий работал над картиной, посвящённой Скобровскому детскому концентрационному лагерю. История этого страшного места насчитывает всего несколько месяцев. Отступая под натиском Красной армии, фашисты перевозили детей из Гомельщины, Могилёвщины, где уже приобрели опыт работы с «детским материалом», в Пуховичский район неподалёку от Минска. В деревне Скобровка был оборудован лагерь, куда свезли 1800 мальчишек и девчонок. Жителей деревни переместили в несколько домов на окраине Скобровки. Территорию лагеря окружили колючей проволокой. Детей группами отвозили в Марьину Горку, где проводили забор крови. Не все возвращались назад… Мучения юных узников, тех, кто остался жив, продолжались и после войны. Многие из детей, которых спасли партизаны перед самым наступлением Красной армии, не признавались, что были во вражеском плену. Многие из-за возраста не могли точно указать местность, где их содержали. Долго не находились документы, которые свидетельствовали бы о нахождении в Скобровке концентрационного лагеря. Хотя позже стали известны даже фамилии палачей.
Узнав об этой истории, Михаил Савицкий взялся за картину, посвящённую детям, которые в юном возрасте испробовали, вкусили весь ужас издевательств и насилия. Работая над картиной, он, очевидно, вспоминал и свои лагерные годы. Бухенвальд, Дахау, Мительбан, Дора – вот через что пришлось пройти и самому художнику… Разве нуждаются в комментариях эти адреса гнева и боли? Можно только догадываться, как у него болело сердце при работе над картиной, какие мысли пронизывали сознание.
Михаил Савицкий – художник-традиционалист, творец, который всей своей жизнью в искусстве сумел доказать, что любые поиски чего-то стоят, если они прямо и честно отражают действительность, когда возвышают её в правдивом отражении. Реалистическое искусство – вот что всегда интересовало Михаила Савицкого. Народный художник Беларуси Георгий Поплавский в словах прощания с коллегой, товарищем сказал: «Он, безусловно, выделялся как наиболее яркий художник, отдавший себя теме войны: протестовал против её античеловеческого существа, раскрывал её страшную философию, призывал задуматься над губительными последствиями. В самом же художническом мастерстве Михаил Савицкий утвердил себя как последователь традиций реалистической школы живописи. Потому и входил он в объединение «Традиция» и в актив Студии военных художников…»
Серии «Чёрная быль», «Цифры на сердце», картины «Партизаны», «Партизаны. Блокада», «Партизанская мадонна», «Наказание смертью», «Витебские «ворота», «Поле», «Хлеб» – самые разные мотивы и краски находим мы в этих работах. Не всегда на той или другой картине проблеснёт даже один лучик света, но каждая из работ магнетизирует, притягивает к себе, заставляет подолгу останавливаться и искать глазами его, Михаила Савицкого, его героев. В них взгляд наших предшественников на жизнь, на вчерашнее и сегодняшнее время. Живописец настойчиво заставляет нас всмотреться в глаза, войти в душу тех, кого мы встречаем на холстах. Стремление подтолкнуть зрителя к переживаниям настолько очевидное и сильное, что временами забываешь имя художника, название картины и начинаешь думать о самом важном, существенном, начинаешь искать то, что сближает людей разных социальных групп, разных наций и народностей, разных поколений…
Боль художника, его тревога за наше время настраивают всё же на оптимистическую, светлую, жизнеутверждающую ноту. Благодаря его картинам мы живём с верой в силу Добра, Справедливости, Красоты. Такой урок даёт нам Художник, который со светлой грустью смотрел на жестокую, непростую, наполненную трагедийностью жизнь. Картины Героя Беларуси, трижды лауреата Государственной премии Республики Беларусь, лауреата Государственной премии СССР, народного художника СССР, народного художника Беларуси Михаила Савицкого – завещание на столетия. Среди них и не совсем, возможно, завершённая работа о детях Скобровского концентрационного лагеря.
Алесь КАРЛЮКЕВИЧ
Источник: Литературная газета № 47-48 за 2010 год
Лосева. Художник – Антон Куманьков
Антон Евгеньевич Куманьков (род. в 1958 г.) — московский художник-график, портретист, книжный иллюстратор. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России.
После окончания Московской средней художественной школы имени В.И.Сурикова Антон Куманьков поступил на графический факультет Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова. В институте основной специализацией А.Куманькова стала книжная графика. Много времени начинающий художник уделял и занятиям станковой графикой, особенно портретом. В 1983 году он с отличием окончил институт, а его дипломная работа — иллюстрации к роману Р.Роллана «Жан-Кристоф» — была отмечена особой похвалой государственной экзаменационной комиссии. Позднее графические листы дипломных иллюстраций экспонировались в Российской Академии художеств, на выставках в Петербурге, Тбилиси, в Германии.
В 1985 году, пройдя конкурсный отбор, Антон Куманьков был принят в Творческую мастерскую графики академика Ореста Верейского Российской Академии художеств, где и стажировался до 1988 года. В настоящее время художник активно работает в области книжной графики, сценографии, одновременно продолжает начатую еще в конце 70-х годов серию портретов деятелей искусств. Предмет особой увлеченности художника — портреты детей.
При этом Антон Куманьков активно сотрудничает с издательствами и редакциями журналов. Им проиллюстрированы подарочные издания классических произведений русской литературы (издательство «Современник»), многочисленные детские книги (издательства «Детская литература», «Малыш», Harper Collins, США) и другие.
Персональные выставки портретов Антона Куманькова демонстрировались в Центральном Доме актера, в редакции журнала «Смена», в Академии педагогических наук, в выставочном зале «Дебют» Звенигородского историко-архитектурного музея, в Доме дружбы с народами зарубежных стран, в редакции журнала «Наше наследие» и т.д.
В 1985-1986 годах художник дважды удостаивался ежегодной премии журнала «Смена» и Премии Британского совета за лучшее оформление английской литературы (1997 г.).
В 1987 году по приглашению ряда американских общественных организаций Антон Куманьков посетил США, где работал над портретами американских детей, которые вошли в серию «Чужих детей не бывает. Портреты русских и американских детей». Эта выставка демонстрировалась в выставочном зале Колледжа Мидлбери (Вермонт), в Бостонском музее изящных искусств, в выставочном зале Детского театра в Миннеаполисе, а также в других учебных заведениях и культурных центрах США.
В августе 1988 года по инициативе компании «Пепсико» была организована персональная выставка Антона Куманькова, проходившая в картинной галерее «Пепсико» в г.Перчес (штат Нью-Йорк). Позднее эта выставка была показана в Столичном детском музее (Вашингтон), где она была включена в культурную программу встречи на высшем уровне президентов США и России, в Конгресс-центре «Опри Лэнд» (г.Нэшвилл, штат Теннесси). А в 1998 году Международный культурный центр Томаса Джефферсопа в Шарлоттесвилле (Виржиния, США) широко представил в своих стенах портретную галерею художника.
В ходе своих поездок в США Антон Куманьков активно занимается портретной графикой.
В 1974 году, еще будучи учащимся Московской средней художественной школы, Антон Куманьков начал работу над портретами актеров Малого театра, которая продолжается и поныне. Постепенно отдельные портреты, сделанные на спектаклях, на гастролях театра по стране, в мастерской художника стали складываться в самостоятельную серию, насчитывающую ныне более 60 работ. Эта серия приобретена Малым театром для постоянной экспозиции.
За последние годы художник был в творческих поездках по Греции, Франции, Турции, Германии, Голландии, Бельгии. В итоге этих поездок он существенно пополнил свою коллекцию портретов и пейзажей.
В 1995 году Антон Куманьков оформил два спектакля — «Иванов» А.П.Чехова в Паневежисском драматическом театре в Литве и «На дне» М.Горького в Театре киноактера в Москве. Премьера спектакля в Паневежисе была отмечена и персональной выставкой Антона Куманькова «Литва в сердце моем». В 1997 году он создал декорации к комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» в театре «Вспольчесны» во Вроцлаве (Польша), в 1998 году — «Воскресение» Л.Н.Толстого в Малом театре.
Все возрастающий интерес творчество Антона Куманькова вызывает и в прессе. Ряд ведущих газет посвятили художнику большие публикации.
В настоящее время Антон Куманьков сотрудничает с рядом крупных российских издательств, готовит новые иллюстрации, продуктивно работает в области живописи, графики и театрально-декорационного искусства (оформил ряд спектаклей в театрах Москвы, Паневежиса (Литва), и Вроцлава (Польша)). Одновременно продолжает начатую в конце 70-х годов серию портретов деятелей искусств. Предмет особой увлеченности художника — портреты детей.
Произведения художника находятся в частных коллекциях России, США, Германии, Греции, Франции.
Источник: kumankov.com
18 сентября 2008 г. Открытие выставки работ Антона Куманькова в Библиотеке «Дом А.Ф. Лосева»