Междисциплинарный семинар молодых учёных «Читаем Лосева»

Общие сведения

Междисциплинарный семинар молодых учёных «Читаем Лосева» посвящен всестороннему анализу творчества А.Ф. Лосева, а также поиску и установлению связей с разными сферами гуманитарного (и не только) знания.

Семинар ведут научные сотрудники «Дома А.Ф. Лосева» Червяков Николай Александрович и Александр Сергеевич Апальков.

Программа на 2025 год

Октябрь

11 октября 2025 г. с докладом «Театр и анти-театр: персонология актёра у П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева» выступил старший научный сотрудник библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева», преподаватель Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина Червяков Николай Александрович.

Аннотация доклада: В докладе речь пойдет о театральных взглядах о. П. Флоренского и А.Ф. Лосева. Акцент будет сделан на работах, так или иначе затрагивающих театральную проблематику. Объединяющим моментом для разговора послужит персонологическая концепция П.А. Флоренского, через призму которой будет предложено взглянуть на оценку двумя мыслителями театра и актёра. В докладе будет показано, что такая оценка приводит и Флоренского, и Лосева к неутешительным для театра последствиям. И тот, и другой заключают о ложном (по отношению к подлинному бытию) характере театрального действа. Разобраться, насколько они были правы или неправы в этой оценке, будет одной из целей доклада.

Видеозапись доступна по ссылке.

Июнь

14 июня 2025 г. с докладом «Актуальность эстетических концепций А.Ф. Лосева в контексте практик современного изобразительного искусства и критики постмодернизма» выступил художник, куратор, писатель, член ТСХР Жилкин Кирилл Александрович.

Аннотация доклада: Алексей Федорович Лосев является одним из крупнейших отечественных теоретиков эстетики, его видение позволило углубить и расширить представление о культуре Античности и Возрождения. Помимо этого Алексей Федорович сформулировал свое учение о художественном стиле и универсальную теорию выразительности. В рамках доклада рассмотрим идеи А.Ф. Лосева, в частности о предметности «данной как самодовлеющая созерцательная ценность», в контексте практик современного искусства как руководство к действию, сопоставим с теорией медиа, и актуальной критикой постмодернизма. Отдельное внимание будет уделено восприятию Лосевым произведений визуального искусства. 

Видеозапись доступна по ссылке.

Апрель

30 апреля 2025 г. с докладом «Актуализация идей русского академического богословия в наследии А. Ф. Лосева: Восток vs Запад» выступила сотрудница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выпускница философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Степанян Србуи Араиковна.

Аннотация доклада: Со второй половины 20-х годов в тексты Алексея Федоровича включается разнообразная богословско-философская проблематика, среди которой явным образом выделяется оппозиция Восток – Запад. Восток здесь персонифицируется фигурой Псевдо-Дионисия, Запад – Августина, и отсюда вытекают характерные методы в богословии: онтологизм Востока, психологизм Запада. Кроме этого, обожение рассматривается как отличительная черта Востока. Сама эта проблематика была разработана в русской мысли академическими богословами А. И. Бриллиантовым и И. В. Поповым. В докладе было показано, как отмеченная оппозиция получила свое переосмысление в творчестве А. Ф. Лосева.

Видеозапись доступна по ссылке.

Март

22 марта 2025 г. с докладом «Лосев и Платонов в пространстве художественно-философского двуязычия: диалектика мифа в романе «Чевенгур» выступил аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Забелин Кирилл Викторович.

Аннотация доклада: Философ Алексей Лосев и писатель Андрей Платонов явились одновременно свидетелями и участниками бурных духовно-интеллектуальных процессов 1920-30-х гг. Свои знаковые работы («Диалектику мифа» и «Чевенгур») они писали в одно и то же время, и дух этого времени запечатлелся на их страницах. Немаловажной приметой указанного времени — как в России, так и зарубежом — явился миф в различных перспективах: воля к мифу, внимание к мифу, жажда мифа, борьба с мифом. В творчестве Лосева миф играет роль абсолютного начала культуры, фундирующего все и всяческие культурно-исторические процессы, не исключая и шагающий по советской России социализм. Выявлению мифологической природы нарождающегося режима посвящены страницы и страницы «Диалектики мифа». Ровно в те же годы мифологические аспекты социализма исследует и Платонов, герои произведений которого мыслят грядущий общественный строй в религиозно-мифологическом ключе.

Видеозапись доступна по ссылке.